структурализм
91Формальный метод — («Формальный метод») в литературоведении, теоретическая концепция, утверждающая взгляд на художественную форму как категорию, определяющую специфику литературы и способную к саморазвитию. «Ф. м.» в определённой мере подготовлен… …
92Структура — I Структура (лат. structura строение, расположение) определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего либо. II Структура совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность …
93Контекстуальная ассоциация (contextual association) — Контекст занимает важное, но неоднозначное положение в психол. теории. В ранних исслед. англоязычных психологов контекст был отнесен к фоновой стимуляции, подкрепляющей и поддерживающей поведение. Поскольку контексту придавался такой же… …
94АРХЕОЛОГИЯ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ — На разных стадиях развития археологии доминирующую роль в ней играли различные научные школы, и их обозрение позволяет представить краткую историю археологической мысли. Некоторые специалисты по истории археологии рассматривают эти научные школы… …
95МЫШЛЕНИЕ — категория, обозначающая процессуаль ность функционирования сознания (познавательную деятельность) традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних… …
96АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — одна из ведущих нац. школ, в широком смысле амер. антропол. традиция. В рамках А.а.ш. сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо образующих самостоят, школы: историческую (Боас …
97ВЕЙДЛЕ — Владимир Васильевич (1895 1979) философ эстетик и теоретик искусства, наиболее значит, из мыслителей такого профиля в постреволюционной рус. эмиграции. В. посвятил эстетике (наряду с худож. критикой) почти всю свою творч. жизнь,… …
98ДИФФУЗИОНИЗМ — теоретическая модель историко культурного процесса; методология культурологич. и культурантропологич., этногр. исследований. Д. зародился во вт. пол. 19 в. в Германии и Австрии. После Второй мир. войны его влияние ослабевает, получают… …
99ЗНАК — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… …
100ИСКУССТВО — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… …